Британия во власти романтического циклона: все подданные Ее Величества — от премьер-министра до секретарши — влюблены, и все не в силах открыться. Она идет и смешит непомерные для комедии 2 часа 10 минут и, как любое хорошее кино, заставляет шкурой почувствовать время года; в данном случае — предрождественскую лихорадку, в которой возможно все.
Ромком, Новогодние |
16+ |
Ричард Кертис |
7 сентября 2003 |
2 часа 15 минут |
Если бы рождественская романтическая комедия была настолько мощным и развитым жанром кино, что ее саму пришлось бы делить на поджанры, «Реальная любовь» заняла бы нишу рождественского фильма катастроф: Британия здесь оказывается во власти романтического циклона, грозящего перерасти в цунами. Все подданные Ее Величества — от премьер-министра (Грант) до секретарши (Линни), от представительного отца семейства (Рикман) до 11-летнего мальчишки-сироты (Сэнгстер) — влюблены, и все не в силах открыться. Неприкаянный наркоман (Маршалл) мечтает оказаться в американской глубинке и покорить своим акцентом тамошних красавиц; старый рокер (Найи), поднявшись на первую строчку хит-парада, тоскует, что сердце его так никем и не занято; вдовец (Нисон) страдает от тоски по умершей жене — и от того, что излечить его от тоски смогла бы только недоступная Клаудия Шиффер; даже американский президент (Торнтон) в ходе визита в Букингем пытается закрутить интрижку чуть ли не в прямом эфире. До Рождества остаются считаные дни.
«Реальная любовь», как любое хорошее кино (а это очень хорошее кино), заставляет шкурой почувствовать время года, когда происходит действие. Можно смотреть этот фильм в разгар июля и кутаться в воображаемый шарф, будучи уверенным, что за дверями кинотеатра бушует предрождественская лихорадка, когда телезвезды и их поклонники сталкиваются в одних и тех же очередях за подарками, а в телефоне рядом с номерами деловых партнеров начинают высвечиваться номера давно вроде бы забытых друзей и любовников. «Реальная любовь», где переплетаются два десятка сюжетных линий, напоминает комедии Олтмана; но если Олтман славится ехидством, то английский фильм берет сердечностью, если Олтман концентрируется на отдельно взятом социокультурном организме (Неделя prêt-à-porter в Париже или кантри-фестиваль в Нэшвилле), то в «Любви» такой организм — вся Британия. Вообще, это едва ли не первый за долгие годы пропагандистский английский фильм; суммирует его дух телеобращение премьер-министра: «Америка может быть сколь угодно сильной, но мы не позволим ей диктовать здесь свои правила и навязывать свою культуру. Мы маленькая, но гордая держава; держава Шекспира, Черчилля, группы The Beatles, Гарри Поттера. Правая нога Дэвида Бекхэма принадлежит Британии и левая, осмелюсь предположить, тоже».
Большинство ситуаций здесь разрешаются в самом благополучном ключе, и не раз ловишь себя на мысли, что ингредиенты голливудского рождественского сиропа, от которых обычно выворачивает наизнанку — вроде финального выхода Клаудии Шиффер к несчастному вдовцу, — в английском пунше вполне уместны. Герои здесь не ходячие картонки, на которые может проецировать свои чаяния ожиревшая от гамбургеров второгодница из Кентукки, а тонко прописанные, со всеми морщинками и родинками, посторонние дяди и тети.
Режиссерский дебют Ричарда Кертиса, сценариста, придумавшего «Мистера Бина» и реанимировавшего в 90-е почивший было жанр романтической комедии («Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг-Хилл», «Дневник Бриджит Джонс»), оказался самым внушительным — фильм с 20 главными персонажами идет и смешит непомерные для комедии 2 часа 10 минут — и, пожалуй что, итоговым его творением. Точки над i в рождественской киноромантике расставлены Кертисом наискрупулезнейшим образом; после такого ему и впрямь впору переключаться на фильмы катастроф.