Набожная девушка Бесс (Эмили Уотсон) так любит своего мужа (Стеллан Скарсгорд), что просит Господа, чтобы он всегда был с ней. Желание исполнено: парализованный суженый возвращается домой с буровой вышки. Теперь Бесс готова на все, чтобы спасти супруга, — даже принести себя в жертву. Первая часть триеровской трилогии «Золотое сердце» про самоотверженных женщин (далее последуют «Идиоты» и «Танцующая в темноте») и подготовка к киноманифесту «Догма-95», начатая еще в мини-сериале «Королевство». За основу этого манифеста был взят лютый гиперреализм, но как художественная форма, а не содержание: по содержанию «Рассекая волны» чистейшая мелодрама, хоть и очень злая, — впрочем, следовало ли ожидать чего-то другого от проклятого датчанина? Фон Триер нещадно бьет по чувствам, выворачивает Бесс и зрителей наизнанку, расставляет всевозможные эмоциональные ловушки, в которые невозможно не попасться, чтобы в финале разразиться благостным колокольным перезвоном. Бог жертву Бесс принял, зрители — тоже.
Мелодрама |
18+ |
Ларс фон Триер |
13 мая 1996 |
2 часа 39 минут |
Девушка из строгой христианской секты (Уотсон), напрямую общающаяся с Богом — отвечает за него сама, но не своим голосом, — выходит замуж за разбитного нефтяника (Скарсгард). Когда нефтяник получает страшную производственную травму, он просит жену спать с другими мужчинами. Оказывается, эта жертва — чтобы спасти его.
Фильмом «Рассекая волны» Ларс фон Триер начал свою знаменитую трилогию доброго сердца о мученицах-грешницах (дальше последовали «Идиоты» и «Танцующая в темноте»). Совершенно законно, что все эти фильмы, особенно первый и последний, оказались (коли уж речь о судьбе женщин) «индийскими мелодрамами», за что фон Триера зверски разругали сто тысяч глупых критиков (в реальности ненавидящих его совсем за другое — за снобизм) и парочка умных. Задним числом заметно: снимая фильм, фон Триер подготавливал внедрение в обиход Догмы-95 — первого коллективного киноманифеста со времен французской «новой волны». Все каноны тут налицо: поддельная документальность, ручная дрожащая камера, гиперреализм. Вопрос о том, является ли фильм богоборческим (уже потому, что фон Триер взял на себя наглость решать, как оценил бы жертву героини Господь) или же богоугодным (поскольку, как считают некоторые, это фактически апокриф, все равно что «Хождение Богородицы по мукам»), вынесем за скобки. Решайте сами.