Потеряв жену, а с ней и смысл жизни, американец (Малон Брандо) неожиданно влюбляется в молодую француженку (Мария Шнайдер). Но любопытство, перерастающее в испуг, юной любовницы приводит эту неровную, тяжелую любовную связь к роковому концу. Редкий фильм, который раздевает всех — и актеров, и создателей, и зрителей.
Драма |
18+ |
Бернардо Бертолуччи |
14 октября 1972 |
2 часа 9 минут |
Пол (Брандо) зашел в эту квартиру, чтобы ее снять; там уже была другая клиентка (Шнайдер). Они сцепились в животном объятии, прямо в пальто, на полу, без языка, без имени, без прошлого. Но скоро Пол захотел узнать ее имя.
«Последнее танго» только кажется эротической драмой. На самом деле это классическая трагедия, в которой секс — всего лишь символ природы. Как в любой трагедии, конфликт здесь разрешается только смертью, компромисс невозможен, а настоящий сюжет — это история конца. Кончаются не отношения двух людей, а XX век, как это без малого тридцать лет загодя увидел Бертолуччи. Пол, американец в Париже, неофит и романтик, типичный герой XX века, томимый прошлым и страдающий от настоящего, тщетно ищет способы выразить себя. Выход в том, чтобы вернуться вспять, к природе, к животному, придумать новый язык и начать сначала. Но Пол влюбляется и первым нарушает договор анонимности. Он срывается в обычную человечность и тут же проигрывает.
Вернуться нельзя, культуру отменить невозможно, модернистский проект терпит крах. Брандо рычит и скулит так, что за его здоровье волнуешься. Оператор Витторио Стораро снимает героев на фоне красного и розового — сумасшедших цветов Фрэнсиса Бэкона, любимого художника Бертолуччи. Гато Барбьери выдувает из своего латинского саксофона удивительно красивое отчаяние. Редкий фильм, который раздевает всех — и актеров, и создателей, и зрителей.