По мирным альпийским склонам в Австрию сползает фашистская чума. Вдовцу и отцу шестерых детей грозит служба в германской армии — и тут в доме появляется новая гувернантка. Успешный бродвейский мюзикл знаком нам по фильму 1965 года с Джули Эндрюс. Stage Entertainment поставил свою версию. В ней впечатляют и режиссура Евгения Писарева, и выдающаяся сценография Зиновия Марголина. Бежать и смотреть: «Звуки» осенью не возобновятся.
Драматический |
Евгений Писарев |
Австрийский вдовый офицер фон Трапп обременен гурьбой детей, собирается жениться на баронессе и рассчитывает, что она заменит им мать. Но пока суд да дело, к нему в порядке трудовой повинности из монастыря присылают веселую Марию. Мария слишком жизнелюбива для послушницы — с ней даже настоятельница монастыря принимается петь. После испытания детьми капитана фон Траппа Мария либо утвердится в решении уйти в монастырь, либо найдет свое место в миру. Тем временем Австрию присоединяют к Германии, и фон Трапп должен либо присягнуть Гитлеру, либо погибнуть.
Это была реальная история: молодая мачеха превратила семью фон Траппа в успешный музыкальный ансамбль. В момент аншлюса фон Трапп под предлогом гастролей вывез семью в Америку. После его смерти его жена написала книгу воспоминаний. Она была экранизирована в Германии и стала известна в Америке в конце 50-х. Тогда ее взяла на вооружение Мэри Мартин — бродвейская актриса, нуждавшаяся в поправке своих дел. Она заказала несколько песен для спектакля композитору Ричарду Роджерсу и либреттисту Оскару Хаммерстайну II, и у тех возникла встречная идея — написать мюзикл. Премьера в 59-м вознесла актрису на такую высоту, о которой она и не помышляла. Мюзикл взял пять премий «Тони» и шел четыре года. Тем временем студия «Фокс», будучи на грани разорения, вложила последнее в экранизацию мюзикла — и фильм с Джули Эндрюс, выйдя в 65-м, собрал пять «Оскаров» и такую выручку, что и сегодня по количеству сборов он остается на третьем месте после «Унесенных ветром» и «Звездных войн».
Для постановки мюзикла в Москве Stage Entertainment приобрел права второго разряда — они не освобождают от контроля музыкального супервайзера, но дают свободу постановочной группе. На постановку были приглашены Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин — и сложно было поступить умнее. Писарев — редкий режиссер, который умеет ставить спектакли для массового зрителя так, что зритель не чувствует себя биомассой. Марголин вообще был пионером русского мюзикла — это именно он посадил на сцену в «Норд-Осте» «бомбардировщик в натуральную величину». Для «Звуков музыки» он придумал серию впечатляющих оптических аттракционов, создающих у наблюдателя иллюзию, будто действие разворачивается то под куполом величественного собора, то в атриуме высоченного замка. В «Звуках музыки» большинство исполнителей чувствуют себя в мюзикле как рыба в воде. В воспитанниках Александра Федорова муштра не уничтожила детской непосредственности. Ну и особое уважение режиссеру, который управляется со всей махиной мюзикла впервые, но без видимого труда, и — что важнее — ближе к финалу сгущает предчувствие нешуточной беды, так что спасение семьи Траппа выглядит не данью оптимистическому жанру, а взаправдашним чудом.