Марина Брусникина, патентованный мхатовский постановщик прозы, взялась за «Письмовник»: эпистолярный роман, последнее, что было написано Михаилом Шишкиным, который только на первый взгляд проще «Венериного волоса» или «Взятия Измаила». Книжный обозреватель «Афиши» Данилкин пишет о героях: «Он» — это коллаж из всех мужчин, «она» — из всех женщин; роман, таким образом, как бы откатывается к первокниге, к голой схеме бытия». В инсценировке Марины Брусникиной Адама и Еву (Сашу и Володю) играют Яна Гладких и Александр Голубев.
Драматический |
16+ |
Марина Брусникина |
3 часа, 1 антракт |
Работа Марины Брусникиной над инсценировкой прозы начиналась как упражнения по сценической речи со студентами Школы-студии, а потом переросла в спектакли на малой сцене МХТ и «Сатирикона». Причина здесь не только в семейственности русской театральной школы, но и в духе времени: современный театр уходит от традиционной драматургии. Самое простое объяснение — в прозе интерпретатор свободнее, чем в пьесе; однако сам текст становится соперником, поднимает планку для актеров и режиссера. На этот раз команда Брусникиной ее не взяла.
«Письмовник» Михаила Шишкина построен как роман в письмах. Все просто: он уехал на войну, она осталась. От одной точки, от своей любви и ее зенита (дачного лета) герои расходятся в разные стороны — не только в пространстве, но и во времени. В первых письмах реалии быта еще совпадают, указывая на обобщенно советский ХХ век, хотя точного десятилетия не назвать. Его поездка на войну становится движением в прошлое, к событиям 1900-х годов, оккупации Маньчжурии — и тот великий поход всех европейских держав против Поднебесной здесь, конечно, метафора. Проза Шишкина вся состоит из метафор, языковой игры, наследуя в этом текстам Саши Соколова и «Доктору Живаго». Поток сознания, афоризмы о главном, раешный стих, высокий штиль, ритмы и рифмы, многослойные цитаты, мотивы из Библии и «Гамлета», воск гаданий, медь войны, расстояния-версты-мили, слепота-смерть-рождение, извечное колесо жизни. Каждый из героев проживает свою часть истории. Она, Сашенька (Яна Гладких), пишет о своих родителях, встрече и эрзац-любви с «не тем», мучительно-банальной истории с его первой женой (камео Евгении Добровольской). Он, Володя (Александр Голубев), невзрачный книжный мальчик, потерянный сын, пишет о войне и смерти, всех родах и видах смертей.
Это был бы хороший спектакль на двоих, но Брусникина зачем-то выпускает на сцену второстепенных персонажей и превращает спектакль в телесериал. Статисты выглядят картонными, при минимуме декораций создается ощущение излишней иллюстративности, причем безвкусной. Конструкция текста нарушается, оставляя неизбежно мелодраматичную историю женской судьбы, что само по себе неплохо — но для трех часов в театре, увы, мелковато.