Драматический |
12+ |
Сергей Женовач |
3 часа 30 минут, 1 антракт |
На побывку
Гастроли МХТ на сцене БДТ
В начале нового сезона МХТ привозит на гастроли премьеры сезона прошлого. Среди них «Пиквикский клуб» — мхатовская легенда в новой интерпретации, каких в годы правления Олега Табакова появилось немало (например, новая «Белая гвардия» Сергея Женовача из той же гастрольной афиши). В 1934-м Диккенса в МХТ ставил Виктор Станицын с группой корифеев и Грибковым в роли Пиквика. Теперь ту же самую инсценировку Наталии Венкстерн поставил Евгений Писарев.
Среди молодых московских режиссеров Писарев выделяется вкусом к жанровым вещам, и в «Пиквике» это дало о себе знать. Развлекательные комедии в постановках Писарева отмечены достоинством, за что ему аплодисменты. Но вот с «Пиквиком» произошла занятная история. Вещь о достоинстве, которое проходит испытание действительностью, оказалась отмеченной печатью респектабельного развлечения. Кто-то скажет: Диккенс как развлечение? Кошмар! С другой стороны, почему бы и нет? В новом «Пиквике» нет ни острой мысли, ни особой глубины, зато есть одно невероятно редкое качество, пусть и не входящее в перечень главных сценических добродетелей, — доброта. Роль Пиквика, идеалиста, отправившегося в экспедицию по изучению окружающей реальности, у Александра Феклистова. Против Пиквика и его молодых соклубников — целая ватага великолепных мерзавцев. На стороне главного героя Сэм Уэллер: в 34 году его играл Кторов, сейчас — Михаил Трухин, совместивший в роли слуги приземленность и искренность Пансы и остроту мысли Фигаро. В спектакле работает еще почти два десятка мхатовских актеров, но, подозреваю, смотреть будут только на Трухина. Равно как в «Трехгрошовой опере» — на Хабенского, а в «Крейцеровой сонате» — на Пореченкова: с тех пор как команда режиссера Юрия Бутусова переехала в Москву, МХТ из года в год дразнит Петербург театром, которого он лишился.
У Михаила Пореченкова в отличие от Трухина спектакль помельче, зато роль крупней: он играет Позднышева в «Крейцеровой сонате». О режиссере и авторе сценической версии Антоне Яковлеве известно только то, что он сын актера Юрия Яковлева и ставил в Вахтанговском «Мелкого беса». «Крейцерова соната» показала, что он по меньшей мере неглуп. Но больше всех удивил Пореченков. Причем удивил даже тех, кто знает его как хорошего артиста. Что уж говорить про тех, для кого он не более чем кинозвезда с амплуа добродушных качков, невозмутимо истребляющих зло на своем пути. В «Крейцеровой сонате» Пореченков играет с таким разнообразием оттенков — в диапазоне от мальчишеской растерянности до маниакальной решимости заглянуть судьбе в глаза, — что в его адрес несколько раз прозвучало: «Актер-неврастеник».«Крейцерова соната» в Москве единодушно признана мхатовской удачей, но здесь увидят ее немногие — это камерная постановка. Куда больше публики будет у Хабенского.
В 96-м, окончив ЛГИТМиК, Хабенский пытал счастья в московском «Сатириконе», в том числе играл в «Трехгрошовой опере» Владимира Машкова. На роль Мэкки Ножа Хабенскому оставалось только облизываться — им был, разумеется, Константин Райкин. Тринадцать лет спустя Хабенский играет Мэкки в постановке Кирилла Серебренникова. На сцене помимо актеров Московский ансамбль современной музыки, им управляет композитор Александр Маноцков. Вообще-то, Маноцков был приглашен по-новому оркестровать музыку Курта Вайля, но наследники Вайля запретили что-то менять. Тогда Серебренников заставил «Трехгрошовую оперу» звучать по-новому. Буквально. Он заказал новый перевод. Официальную премьеру назначили на 31 августа — в этот день ровно восемьдесят один год назад после премьеры «Трехгрошовой оперы» в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм Бертольд Брехт и Курт Вайль легли спать и наутро проснулись знаменитыми. Поможет ли нумерология Серебренникову — увидим. Но одна из его придумок точно войдет в историю «Трехгрошовой»: Мэкки в финале уходит не за кулисы, а отправляется по красной ковровой дорожке прямо в небо.