М.Найт Шьямалан возвращается к своим корням в камерном и низкобюджетном триллере о брате и сестре, которые наносят визит бабушке с дедушкой, страдающим Альцгеймером. Оба — юные документалисты-любители, так что элементы ироничного мокьюментари и хип-хоп-фристайла (мальчика зовут Тайлер) вносят приятное разнообразие в пугающую картину неумолимо наступающей старости.
Триллер, Ужасы |
16+ |
М.Найт Шьямалан |
10 сентября 2015 |
26 ноября 2015 |
1 час 34 минуты |
stayinyourroom.com |
Разведенная женщина (Хан) отправляется отдыхать с новым бойфрендом и разрешает своим детям, 15-летней Бекке (ДеДжондж) и 13-летнему Тайлеру (Оксенболд), провести неделю на ферме у бабушки с дедушкой. Нюанс в том, что в юности она насмерть рассорилась с родителями, ушла из дома и с тех пор с ними не общалась; внуков, соответственно, они видят впервые.
Бабуля (Данаган) и дедуля (МакРобби) оказываются очаровательными провинциальными старичками, она увлекается кулинарией, он занимается фермой, оба работают волонтерами в больнице. Довольно скоро подростки начинают замечать странности в их поведении — например, бабушка вечерами бегает по дому в белой сорочке и блюет во все стороны, а дедушка с подозрительным видом отлучается в сарай, — но до поры до времени объясняют все издержками преклонного возраста.
После затянувшейся серии коммерческих и творческих неудач, начатой когда-то «Девушкой из воды» — Шьямалан с тех пор умудрился провалить даже фантастический боевик с Уиллом Смитом, — режиссер, кажется, встает на ноги. То ли ему наконец перестали доверять большие бюджеты, то ли это самодисциплина, но бывший будущий Спилберг сперва удачно дебютировал на телевидении с «Соснами», а теперь вот сделал «Визит», который стоил 5 миллионов (из них на производство, очевидно, ушла лишь малая часть), а заработал уже 100.
При этом Шьямалан выбрал станцию, на которой в 2015-м вроде бы останавливаются разве что пригородные электрички: found footage. От начала до конца мы смотрим фильм, который снимает о поездке юная Бекка. Девочка — очень хочется увидеть здесь не только насмешку, но и самоиронию — относится к своим режиссерским обязанностям чрезвычайно серьезно и постоянно талдычит что-то про построение кадра младшему брату. Тот в ответ показывает средний палец; ну а что тут еще ответишь. У мальчика тоже есть художественные амбиции: он считает себя рэпером и даже демонстрирует пару раз способности к юмористическому фристайлу, что настолько невыносимо, что даже мило. Вообще, дети уже через несколько минут перестают раздражать и начинают нравиться, а это для такого интимного фильма жизненно важно.
Чем можно напугать в любительском видео, всем примерно понятно, но Шьямалана это абсолютно не смущает: он с удовольствием притворяется, что снимает «Паранормальное явление-23». Во-первых, страшная рожа, которая вдруг влезает в кадр, еще ни один хоррор не испортила, а во-вторых, это часть плана. «Визит», как в шьямалановские золотые дни, строится на обманутых ожиданиях: кажется, что нам показывают один фильм, а на самом деле другой. Шьямалан издевается над зрителями, которые любят рано угадывать неожиданные развязки, регулярно подкармливая их фантазию и добиваясь-таки своего: увидеть разгадку, которая всю дорогу у нас перед глазами, не так-то просто. Это чистая манипуляция, и кто-то, несомненно, выйдет из зала разочарованным и даже взбешенным, но бешенство, в конце концов, тоже эмоция, не хуже других.
На сюжетном уровне это почти волшебная сказка: дети отправились к бабушке в лес, бабушка просит внучку залезть в печку. И как многие сказки, эту можно трактовать в психоаналитическом ключе, к чему недвусмысленно подталкивает концентрация в фильме травм, обид и неполных семей. И наверное, Шьямалан где-то даже серьезен — тема разрушенной семьи в его творчестве как-никак основная. Но в «Визите» так много смешного, абсурдного, по-детски нелепого, так силен элемент пародии, что автору легко простить пару мелодраматических ноток. Хоррор о старичках — замечательная идея, и хотя из нее явно можно было выжать побольше, смотреть на хитрую физиономию Шьямалана все равно приятнее, чем, скажем, на надутые щеки Соррентино. Шьямалан и сам, как мы знаем, не чужд надуванию щек, но если в кинокартине момент истины напрямую связан с подгузниками, ее автор еще, видимо, не окончательно забронзовел.