В машину лос-анджелесского таксиста Макса (Фокс) садится седоватый джентльмен в дорогом костюме (Круз) и просит за ночь провезти его по пяти адресам. Вскоре выясняется, что джентльмен — наемный убийца, и таксист вынужден стать то ли заложником, то ли соучастником. Новый фильм автора «Схватки» Манна — весьма впечатляющий, несмотря на некоторые сюжетные клише, урбанистический триллер — головокружительно снятый и достойно разыгранный.
Триллер |
16+ |
Майкл Манн |
2 августа 2004 |
16 сентября 2004 |
2 часа |
Большой город ночью, если смотреть сверху, похож на микросхему. Огоньки мигают, генерируя токи жизни, таксисты развозят полуночников, помощницы прокуроров отправляются бодрствовать в офис, в аэропорту столкнутся двое — и разойдутся с извинениями, поменявшись чемоданчиками. Словом, все идет своим чередом — и если какой-нибудь бедолага вдруг помрет в метро, никто, скорее всего, не обратит внимания.
Микросхему закоротит возле лос-анджелесского аэропорта. В машину таксиста Макса (Джеми Фокс), симпатичного чернокожего в очочках, сядет пассажир (Том Круз) — тот самый, с чужим чемоданом. Его зовут Винсент, на нем дорогой серый костюм, гармонирующий с седоватыми волосами. В его чемодане — лэптоп, там — пять адресов, которые Винсент собирается объехать за ночь на такси Макса. По пяти адресам живут пять человек, которых Винсент собирается убить.
Собственно, фильм Майкла Манна («Схватка», «Свой человек», «Али») — путешествие по этим пяти адресам почти в реальном времени. Макс, сообразивший что к чему, когда первый же труп ненароком выпал из окна прямиком на крышу его такси, и рад бы найти пассажира поспокойнее, но Винсенту явно лень ловить другую машину.
В «Соучастнике» не так уж много действия и всего одна масштабная перестрелка — хотя Манн умеет их снимать не хуже Джона Ву. Скорее — это фильм в жанре «разговор с таксистом». Жанр, в композиционном плане играющий на некоторой противоестественности: на Западе пассажир всегда сидит на заднем сиденье, поэтому один собеседник вынужден обращаться к зеркальцу, а второй — к затылку.
Шофер — миляга, обыватель, за баранкой 12 лет, но убежден, что это «временно». Пассажир — наемный убийца, скептик, склонный к философским обобщениям и обладающий обаянием голливудской звезды. Два приятных человека, один из которых умеет очень быстро вытаскивать пистолет с глушителем. А второй вынужден стать то ли заложником, то ли соучастником. Как и все мы, заметил бы здесь Винсент.
Химия, возникающая между персонажами, окупает недостатки сюжета, который к концу становится все более клишированным. Причем не замеченный ранее в подвигах Фокс временами отчетливо переигрывает Тома «Дайте-же-мне-наконец-»Оскар» Круза. Сцена, в которой Макс, выдавая себя за Винсента (долго объяснять), беседует с бандитом Феликсом (Хавьер Бардем) о Санта-Клаусе, — настоящая кульминация фильма, хотя и вряд ли была таковой задумана.
Однако несправедливо сводить достоинства «Соучастника» к разговорной пьесе «Макс против Винсента»: Майкл Манн режиссер куда более амбициозный. Значительная (если не сказать — доминирующая) часть фильма — это ночной Лос-Анджелес, головокружительно снятый на высокочувствительную цифровую камеру. Угрожающий и прекрасный город синевато-металлических оттенков и обрывочных звуков, ежесекундно рождаемых цивилизацией. Которая, впрочем, довольно поверхностна — и прямо в центре на перекресток вдруг может зловещей метафорой выскочить койот.
По мере того как рушатся планы героев, этот город теряет сходство с микросхемой, иллюзию упорядоченности. В конце он больше похож на океан, полный светящихся медуз, — сравнение, найденное в «Схватке» персонажем Де Ниро, еще одним скептиком, который не хотел закончить жизнь, прилипнув вместе с женой к телевизору, и незаметно ушел на дно.