Драма |
18+ |
Сергей Лозница |
19 мая 2010 |
31 марта 2011 |
2 часа 8 минут |
myjoy-movie.com |
В кабине у дальнобойщика (Немец), ждущего, пока жлоб-гаишник отдаст права, без спроса материализуется жутковатый старик (Головин) и рассказывает байку про то, как в 45-м, возвращаясь с фронта, потерял на местном полустанке все, что имел, включая имя. Рассказав, дематериализуется не попрощавшись. Дальнобойщик, пожав плечами, едет дальше. Спустя несколько месяцев (или лет — в общем, зимой) он окажется на той же трассе, перед тем же постом ДПС, потеряв к тому времени не только имя, но и память, голос, человеческий облик, — зато с пистолетом в кармане.
Игровой дебют документалиста Лозницы — кажется, первое художественное выступление в формате «так жить нельзя», чьи претензии адресованы не общественному устройству РФ и даже не национальному характеру, а непосредственно отечественной топографии. Неприятный ландшафт населяют звери-менты и их бессловесные жертвы (к этим тоже лучше не садиться спиной), но главный злодей тут не житель, а местность — Бермудский треугольник размером в страну, «комариная плешь» из «Сталкера», которая методично плющит любого, пока не получится котлета. Лозница, в прошлом много снимавший в провинции (см., например, его выдающийся «Полустанок»), здорово чувствует ее мистическую изнанку, мастерски управляется с документальной фактурой (порой слишком мастерски — молчаливые статисты регулярно переигрывают актеров) и довольно умело провоцирует зрителя: кроме свежей информации о том, что в России неприбрано и могут убить (не лестно, но, в общем, факт), тут звучит — пусть опосредованно, через персонажа — любопытная мысль, что, возможно, не стоило так отбиваться от немцев во время войны. Все бы ничего, когда бы, брезгливо ужасаясь российскому варварству, Лозница сам не действовал по методу провинциальных изуверов и не лупил так монотонно зрителя по почкам. Сперва это больно, потом удивительно, через час тупеешь и ничего не чувствуешь. Как и «Утомленные солнцем-2», в странной паре с которыми «Счастье мое» представляло постсоветское пространство в Каннском конкурсе прошлой весной, фильм Лозницы слишком полагается на простые физиологические реакции зала, чтоб всерьез потрясти (обидеть, взбесить) кого-то, кроме идейных мазохистов. И в точности как «Утомленные-2», сплотившие интеллигенцию и народ в общем желании выщипать режиссеру усы, на человека с более-менее устойчивой психикой он производит эффект, явно противоположный задуманному: выйдя с него, первым делом хочется обнять милиционера.