В Экваториальной Африке в 1914 году миссионерка Роуз Сейер (Хепберн) вынуждает циника Чарли Оллната (Богарт), капитана суденышка «Африканская королева», затопить военный крейсер «Луиза», без которого немцам Первую мировую ни в жизнь не выиграть.
Приключение, Мелодрама |
12+ |
Джон Хьюстон |
26 декабря 1951 |
1 час 45 минут |
В Экваториальной Африке в 1914 году миссионерка Роуз Сейер (Хепберн) вынуждает циника Чарли Оллната (Богарт), капитана суденышка «Африканская королева», затопить военный крейсер «Луиза», без которого немцам Первую мировую ни в жизнь не выиграть.
Африканские съемки фильма превратились в сущий кошмар (Клинт Иствуд снял о нем фильм «Белый охотник, черное сердце»): режиссер Джон Хьюстон («Мальтийский сокол»), плюнув на кино, отправился охотиться на слонов, потом все, включая Кэтрин Хепберн, переболели дизентерией (спаслись только Хьюстон и Богарт, даже зубы чистившие «Джонни Уокером») — но ничего этого на экране не видно. Есть только он и она — и химия между ними. Богарт («Оскар» за лучшую мужскую роль) и Хепберн (едва ли не в лучшей своей роли) вместе в первый и последний раз. Они обмениваются элементами так, что экран шипит и потрескивает, а немецкие снайперы сами откидываются от химического заражения. Идеально не подходящая друг другу пара — прожженный лоботряс и девственная вобла, приговоренные к замкнутому пространству лодки, — проходит все стадии отношений, от неприязни до любви, и доказывает, что для настоящего голливудского кино нужна прежде всего блестящая литература (сценарий кинокритика Джеймса Эйджи), а для настоящего секса в кино совершенно не нужно ни раздеваться, ни даже прикасаться друг к другу.
«100 лучших фильмов всех времён и народов» -
«Африканская королева» (США, 1951).
Здравствуйте.
Сегодня посмотрел очередную киноклассику старого Голливуда, под названием «Африканская королева».
Вообще, вы знаете, чем больше смотрю ленты, которым не менее 50 лет, тем интереснее и разнообразнее становится для меня мир кино. Новые фамилии актёров и актрис, увлекательные сюжеты, толковые режиссёры, затрагивающие душу композиторы… И всё это ни мало. А, если знакомство с каким-нибудь из них продолжается, то это вызывает только уважение…
Так случилось и здесь. Познакомившись в «Касабланке» с Хамфри Богартом, я не думал, что снова увижу его где-нибудь. Тот фильм являлся военной драмой и мне очень понравился. Но не надеялся я, что талантливый актёр - талантлив в разных образах. К счастью, я ошибся…
Первая Мировая война. Германская Восточная Африка. В простую деревню, где проповедует преподобный Сэмюэль Сейер (Роберт Морли), с помощью своей чопорной незамужней сестры Роуз (Кэтрин Хепберн), приходят немецкие войска и, сжигая хижины, уводят всё население. Расстроенный Сэмюэль, из-за своего слабого здоровья вскоре умирает. В этот миг, на своём паровом катере, с красивым названием «Африканская королева», возвращается простодушный капитан Чарли Оллнат (Хамфри Богарт), который помогал деревне в качестве почтальона и мелкого снабженца. Узнав, что всё сожжено он решает помочь бедной леди убежать. Однако у той созревает план не прятаться от немцев, а наоборот – противостоять им! Почесав затылок, моряк-пьяница с неохотой соглашается отвезти её в самое пекло врага. Да ещё через пороги, мелководье, водопады, джунгли, свистящие над головой пули…
Да… Вторая встреча с Хамфри Богартом оказалась не хуже первой. Кстати, оба главных героя были номинированы на «Оскар». Только… Богарт получил его, а Кэтрин была лишь номинирована. Но это не уменьшало её силы в кино. Мне понравилось, как чопорная женщина (которая на вид способна была держать лишь библию или молитвенник в руках), смогла управиться с катером, и была не каким-нибудь лишним балластом, а настоящим мужественным, находчивым и самоотверженным помощником…
Актёры «Африканской королевы» грамотно дополняли друг друга и красиво смотрелись вместе…
Признаюсь, что сначала мне не очень понравилась эта женщина Кэтрин Хепберн.
Что? Нет, не её игра. Она сама. Но потом… Я привык к ней и даже стал переживать за неё. Ну и, к середине фильма, зауважал. Умеет к себе располагать. Умеет. Интересная женщина. Хорошо сыграла свою роль. Видно, что такие люди отдают себя киноискусству без остатка. Видели бы вы, как она шестом лодку толкала! Это что-то…
Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы сказать про эту картину.
В заключении, добавлю вот, что…
Как известно, данный фильм – это роман знаменитого английского писателя, военного историка и голливудский сценариста - Сесила Скотта Форестера (1899-1966). Также он работал и над специальным сценарием для картины, вместе с помощником Джеймсом Энджи и режиссёром ленты Джоном Хьюстоном.
Хотя фамилии этих людей для меня не знакомы, что-то мне подсказывает, что я с ними ещё встречусь… Уж очень неплохо получаются у них приключения…
10 из 10.
Благодарю за внимание.
Легендарный и революционный фильм Хьюстона, снятый в невероятно сложных условиях, но и невероятно при этом красивый. Начало Первой мировой войны, какие-то совершенно дикие уголки Африки, куда добрались только представители христианской миссии Роуз Сейер (Кэтрин Хэпберн) и ее брата Сэмюэла (Роберт Морлей). Впрочем, есть еще один «белый» герой – бороздящий по просторам реки на маленьком кораблике «Африканская королева» пьющий и матерящийся как сапожник курьер Чарли Эллнат (Хамфри Богарт), который как раз и привозит преподобному и его сестре новость о том, что Германия и Англия находятся в состоянии войны, а немецкие войска на подходе, поэтому было бы разумно как-то оттуда убраться на подконтрольные английскому правительству территории. Однако к тому времени Сэмюэл умирает, так и не перенеся столь тяжелой новости, поэтому на лодке отправляются два столь непохожих человека – пуританка и скромняга Роуз и прокопченный и прожженный Сэмюэл. Роман между ними просто обязан вспыхнуть, но для этого им предстоит пройти через полосу яростной ненависти друг другу и выполнить военное задание, которое им придумает сама Роуз.
Еще в 40-е студия «Columbia» приобрела права на экранизацию романа Сессила Скотта Форрестера, но долгое время не могла найти подходящего режиссера, пока не остановилась на кандидатуре Джона Хьюстона. Тот поставил твердое требование – снято все должно быть в реальных условиях, точно так, как он делал это на съемках «Сокровища Сьерра Мадре», но на этот раз съемочной группе предстояло отправиться в девственные джунгли Центральной Африки и прокатиться по рекам и лесам Конго, Уганды и Заира. Более того, некоторые сцены, которые можно было снять дома в павильонах, все равно снимались в Турции. Пусть и не совсем дикая местность, но явно неприспособленная для подобного опыта. Проект был, как казалось многим, обречен на провал. Великий британский продюсер Александр Корда говорил руководителю проекта Сэму Шпигелю, что историю о «двух стариках на африканской реке» никто не будет смотреть. Никто не угадал, фильм стал большим коммерческим хитом.
Говорят, Джон Хьюстон отправился снимать в дебри Африки фильм ради того, чтобы поохотиться на слонов. На эту тему – да и вообще, о том, как снимался этот фильм – есть весьма занятный фильм Клинта Иствуда «Белый охотник, черное сердце», который дает примерное представление об условиях, в которых снимался фильм, но который вряд ли стоит воспринимать, как хронологию событий – слишком много художественного вымысла и условностей он себе позволяет. А вот дневник Кэтрин Хэпберн, который она достаточно точно назвала «Как я поехала в Африку с Хьюстоном и Богартом и чуть не сошла там с ума», пожалуй, что стоит.
Именно из этого дневника становится понятно, что старые друзья и соратники Богарт и Хьюстон пили не просыхая на протяжении всего процесса съемок. Те, впрочем, и не собирались этого отрицать, более того, они оправдывали собственное пьянство исключительно медицинскими целями. И правда, эта парочка была единственная в группе, которая не страдала от дизентерии. Впрочем, Хэпберн было все равно, и она постоянно ругалась с мужчинами по поводу их выпивки. То есть, ее пара с героем Богарта на экране на самом деле имела за собой настоящую историю. Кроме того, ей, как и всем остальным, пришлось перенести целое нашествие комаров и насекомых, опасность столкнуться со змеями на каждом шагу, изнуряющую духоту и жару, а также постоянно меняющуюся погоду, которая могла порой на несколько дней запихнуть людей по палаткам и не давать им высунуть носа.
Группа, которая отправилась снимать фильм, была очень маленькая, многим приходилось работать и не только по специальности. В основе состава центральное место занимали, конечно, звезды – Хэпберн и Богарт, которые удостоились за свою игру самых больших похвал и наград – актер получил свой единственный «Оскар» именно за этот фильм, а Кэтрин Хэпберн – очередную номинацию. Кстати, она совсем не знала, как и что ей нужно играть, пока Хьюстон не подсказал ей делать вид, что она – Элеонора Рузвельт, что и привело, по сути, к успеху. Джон Хьюстон вообще считался «актерским» режиссером и работать с ними умел лучше всех, наверное, в то время. Чудесной оказалась работа оператора Джека Кардиффа, который смог с пробирающей до мурашек точностью передать красоту джунглей и невероятную мощь реки. Уместна и музыка композитора Аллана Грея, который прежде работал с Пауэллом и Пресбургером. Единственное – порой можно было бы не заглушать так сильно натуралистические звуки джунглей.
Для самого режиссера фильм является хоть и наиболее простым, даже примитивным с точки зрения драматургии, а также наименее циничным по настроению, но и очень характерным для него в стилистическом плане. То, как он выстраивает кадр и мизансцену, какие хлесткие и сочные диалоги использует, какой выдерживает ровный темп событий и действий в фильме – все это его. Но было тут для самого автора и много нового – это первый цветной фильм в его фильмографии, первая комедия. Но было тут и то, чего Хьюстон добивался всю свою жизнь – это не первый фильм, который он снимал за пределами родины, но это фильм, которым он начал серию в целых 10 лет, в течении которой снимал кино по разным уголкам мира. И, наконец, самое главное – то, насколько у него получилось снять высочайшего качества продукт, находясь в невероятно тяжелых условиях, в которых не был до него, наверное, никто. Еще одно доказательство величия таланта Джона Хьюстона.