18+ |
Денис Азаров |
1 октября 2022 |
Литературной основой для спектакля «Поцелуй. Конармия» на Таганке стал одноименный рассказ Исаака Бабеля из его красноармейского цикла «Конармия», который писался с 1923 по 1937 годы.
«Поцелуй» — совсем не длинный рассказ, который был написан автором одним из последних.
Главный герой — Кирилл Васильевич Лютов, корреспондент газеты «Красный кавалерист», участвует в польском походе 1-й Конной армии Семёна Будённого и описывает военные будни конармейцев. Сюжет рассказа переносит нас в местечко Будятичи, где Лютов вместе со своим ординарцем Мишкой Суровцевым остановились на постой в доме парализованного школьного учителя. Вместе с ним живет дочка — молодая вдова Томилина Елизавета Алексеевна и ее пятилетний сын Миша.
Режиссер Денис Азаров разворачивает действие сразу в двух параллельных плоскостях.
Первая — плоскость событий самого рассказа, в которой развиваются отношения Лютова и Томилиной. От настороженности и некой опаски — непонятно, что можно ожидать от незваных гостей в условиях войны — до мечтаний о совместном благополучном будущем в Москве.
Лютов в исполнении Павла Лёвкина — немногословный, рефлексирующий интеллигент. Война сделала его серьезным, но под этой внешней оболочкой мы обнаруживаем потребность в близости и любви с её самыми простыми человеческими радостями.
Томилина Дарьи Авратинской — сначала потерянная, но постепенно оживающая, благодаря случившейся встрече. Поцелуй для нее — почти как поцелуй для Белоснежки. Он и пробуждение к жизни, и надежда, что всё еще непременно наладится и будет как раньше и даже лучше. Но будет ли?
Вторая плоскость спектакля — куда более более образная и бьет наотмашь по всем органам чувств.
Здесь в центре — персонаж Степи, прекрасно исполненный Марией Матвеевой. Она и возлюбленная, и мать и судьба, от которой никуда не убежишь. Солдаты, застрявшие в лимбе войны, раз за разом пытаются прорваться в мир живых, но исход всегда один...
Движения на повторе погружают в почти трансоподобное состояние. И да, всё действие этой реальности передается языком пластики.
Чередование двух реальностей — приём, позволяющий поговорить со зрителем сразу на несколько тем и взглянуть на обстоятельства сразу под разными углами.
Спектакль «Поцелуй. Конармия» на сцене Таганки — один из тех спектаклей, которые воспринимаешь не разумом, но чем-то глубоко бессознательным. Не стоит идти на него, если вы хотите развлечься и отвлечься от забот. Но стоит, если готовы погрузиться в переживания о вещах, которые важны для каждого из нас и в любое время.