Драматический |
16+ |
Римас Туминас |
3 октября 2015 |
1 час 40 минут, без антракта |
В пятницу в театре Вахтангова состоялся генеральный прогон спектакля Римаса Туминаса "Минетти", и на прогон он похож абсолютно не был. Не только выверенные мизансцены, но и жесты, танец, ритм существования персонажей - все говорит о таланте и опыте мастера. Туминас соединил в своем спектакле все элементы, которыми обладает современный театр - и музыку, и танец, и (наверное, в последнюю очередь), драматургию; все работало на одну цель - показать душу главного героя, его загубленную жизнь, несбывшиеся мечты, надежды, планы, его сомнения и страхи, его боль. Фантасмагория здесь - не жанр спектакля, но стиль работы. А происходящее на сцене - как всегда, зрелище грустное, нереальное и прекрасное. Почему нереальное? Потому что Туминас, впрочем, как и все хорошие режиссеры, втягивает вас в свою вселенную. Из которой сбежать - невозможно, да и не хочется. "Минетти" - пьеса Томаса Бернхарда, не очень известная в России. Актер (Владимир Симонов), у которого все уже в прошлом, тратит последние деньги на дорогу в театр, где заснеженной холодной ночью сидит в фойе и ждет директора театра, который якобы пригласил его выступить в роли Лира, главной роли Минетти, роли всей его жизни, и для этого он даже привез с собой маску Лира работы самого Энсора. Бывший актер пристает ко всем, ко встречается на его пути, и неважно, слушают его или нет - он говорит, говорит, говорит. О себе, об искусстве, о себе в искусстве, о гибели всей мировой литературы, о столкновении текста и актера, о новых формах, о безумии, о необходимости безумия в искусстве, полного безумия. Нужно порвать со всем старым, чтобы создать новое, гениальное - думаю, эти идеи в каком-то смысле резонируют и самому режиссеру. А Симонов великолепен даже в своих заблуждениях. Вот что значит - уметь создавать рисунок роли. А ведь в современном театре с этим делом есть некоторые неясности. А здесь - школа, и несмотря на все это - современность, хотя современного в пьесе ничего нет, но тем не менее материал попадает зрителю в самую душу. Конечно, Туминас - антуражник, и без всего этого музыкального сопровождения, пластики, танца, темподвижения , декораций, разноцветных платьев спектакль бы много потерял. Но это технические уловки, и они необходимы. Необходимы и невероятно прекрасны.
Удивительно, как Римасу Туминасу удается держать эстетическую высоту даже в камерном спектакле. Казалось, что его превосходному стилю нужна большая форма и большая сцена. Оказалось, что в камерной постановке элегантность проявилась еще ярче.
Поразительно целостный и слитный спектакль! Совершенно невозможно представить в нем друг без друга режиссуру Римаса Туминаса, сценографию Адомаса Яцовскиса, игру Владаса Багдонаса, музыку Фаустаса Латенаса. Именно в этом спектакле потрясающе выражен дух театра, его суть, где размывается грань между вымыслом и реальностью. После спектакля осталась тайна, невозможность точно ответить на вопрос, что было фантазией Минетти, я что реальностью. Фантасмагория- реальность, реальность- фантасмагория. То, что поначалу казалось реальностью, превращается в фантасмагорию, скрывающую реальность. Превосходная игра Владаса Багдонаса удерживает зрительское восприятие от сползания в этику, мораль, экзальтацию чувств. Минетти своей игрой отторгал зрителей, но без них теряется смысл его существования. Если бы он захотел, также легко мог бы завладеть публикой, как легко и быстро заставил кукарекать сотрудников гостиницы. Но он хотел другого. В рваных фразах он выразил одну из главных целей современно искусства – глубоко личный контакт между художником (актером, режиссером) и зрителем, стремление разрушить сложившиеся общие места, стереотипы, штампы. Не у всех получается сломать косность, у него не получилось. Его драма имела цену жизни. Эта драма проникла внутрь меня без силового давления на психику, вызвав сдержанную печаль. Высочайшее мастерство - проникнуть в душу таким образом и остаться там навсегда.